Я получил странное письмо и перечитал его уже трижды, но так и не смог до конца понять, о чём идёт речь. Автор мне не знаком, и мы никогда не встречались. Судя по всему, письмо описывает план какого-то перформанса — живого художественного действия, которое должно быть исполнено в реальном времени.
Странный сценарий будущего действа
В письме детально изложен сценарий, требующий специфической подготовки. Для его реализации, как утверждает автор, необходимо:
- Стабильный интернет и программа Skype для видеосвязи.
- Команда помощников для фото- и видеосъёмки.
- Предварительная проверка синхронизации всех действий участников.
Художественная концепция: раковина, роза и поэзия
Центральным объектом действа должна стать обычная белая раковина, установленная перед монитором, как обычно стоит клавиатура. К её стоку предлагается прикрепить шланг для отвода воды. Всё действие должно происходить под навесом на улице. Автор даже предлагает конкретное место — дворик в музее Мальгина, отмечая его удобство из-за близости туалета и слива.
В раковине, заполненной водой, будут плавать розы (на Мадагаскаре — алого цвета). К затычке, закрывающей сток, может быть прикреплена роза, которая будет плавать на поверхности «как буй». Тексты стихотворений предлагается зачитывать, опустив их в воду на несколько сантиметров.
Диалог культур через искусство
Перформанс задуман как диалог между двумя локациями, предположительно, в России и на Мадагаскаре. Партнёры по скайпу будут попеременно декламировать поэзию: например, на одном конце — стихи Гирея и Пушкина на русском, а на другом — произведения Парни и мальгашский фольклор на французском.
Символика и завершение действия
Завершение каждого поэтического фрагмента связано с водой и розой. Воду из раковины предлагается спускать так, чтобы был виден водоворот. Для этого можно обрывать лепестки розы, движение которых и создаст завихрение. Действие может длиться, пока не закончатся все лепестки, подобно детской считалке «любит — не любит». После этого вода снова заливается в раковину, и процесс повторяется.
Автор письма в завершение спрашивает, всё ли понятно в его описании, и упоминает, что собирается обсудить возможность проведения этого перформанса с неким Андреем Мальгиным.
Этот подробный, но запутанный план наглядно демонстрирует ключевое отличие перформанса от инсталляции: если инсталляция — это статичная художественная композиция, объект для созерцания, то перформанс — это процесс, событие, разворачивающееся во времени, где важны действие, участие зрителей (или, как в данном случае, удалённых партнёров) и непредсказуемый результат.