Открытие женской фантастики: как предубеждения уступили место удовольствию от «Большой телеги» Макса Фрая

Перед долгой автомобильной поездкой по Европе я озадачился поиском аудиокниги для дороги. Среди множества вариантов мой выбор пал на диск «Большая телега» Макса Фрая. Это имя мне не раз встречалось, но, несмотря на любовь к литературе, я всегда сознательно избегал фантастики, написанной женщинами. В других жанрах — пожалуйста, есть авторы, чьи работы я ценю. Но «женская фантастика»? Звучало для меня почти неприлично. И псевдоним Макс Фрай, за которым скрывается Светлана Мартынчик, казался тому ярким подтверждением. Продать книги Светланы Мартынчик в этом жанре было бы сложнее, чем произведения таинственного «Макса Фрая», который считывается как мужчина и, возможно, иностранец — фигура, вызывающая больше доверия у определенной аудитории.

Предубеждения и личный опыт

Мои предрассудки распространялись даже на всемирно известных авторов. Я, например, так и не смог дочитать книги Джоан Роулинг, хотя пытался вместе с сыном. Нам обоим было скучно, и мы забросили это занятие. При этом экранизации о Гарри Поттере мы смотрели с огромным удовольствием, что лишь подчеркивало разницу между восприятием текста и визуального нарратива.

Неожиданный выбор для путешествия

Однако «Большая телега» привлекла меня по другой причине. Это был не совсем фантастический роман, а скорее сборник рассказов о путешествиях по Европе. Я подумал, что это отличная возможность узнать что-то новое о местах, куда я направлялся, — истории, которых нет в стандартных путеводителях. Немаловажным был и объем: 11 часов звучания идеально покрывали путь от Санкт-Петербурга до Бреста.

Приятное разочарование в стереотипах

Впечатления от прослушивания превзошли все ожидания. Я ни разу не пожалел о выборе. Макс (или, точнее, Светлана) Фрай оказался блестящим рассказчиком. В его историях нашлось место легкой мистике, элементам фэнтези, географическим зарисовкам и, что самое главное, живым человеческим историям. Повествование было сентиментальным в хорошем смысле, простым и очень душевным. Не каждый рассказ цеплял одинаково сильно, но ни один не раздражал. А лучшие из них позволяли полностью погрузиться в жизнь другого человека, заставляя сопереживать и восхищаться.

Философия света и доброты

Главное открытие

Самым ценным для меня стало то, что за все 11 часов в этих историях не было места упадничеству и «чернухе». Герои могли переживать трудные времена, но эти периоды воспринимались лишь как временная подготовка к будущему счастью. Сквозной нитью проходила мысль: главное — не совершать подлостей и сохранять веру в то, что люди в своей основе хороши. Такая жизнеутверждающая философия оказалась мне очень близка и стала идеальным спутником в пути.

Постскриптум: парадокс форматов

С диском «Большой телеги» случилась досадная история: я, скорее всего, оставил его в дисководе, когда продавал машину. Спустя несколько лет я купил бумажную версию книги, чтобы пережить эти истории заново. К моему удивлению, начав читать, я с трудом одолел лишь половину и отложил издание. Обычно я предпочитаю чтение прослушиванию, но здесь случился обратный эффект. Аудиоверсия в исполнении чтеца произвела на меня сильное, целостное впечатление, а печатный текст, увы, не смог его повторить. Этот опыт лишний раз доказал, насколько важен формат подачи истории и как предубеждения (в моем случае — против «женской фантастики») могут лишать нас интересных открытий.


На российский рынок вышли тепловизоры от китайского гиганта IRay Technology Co., Ltd., который является крупнейшим игроком на гражданском р...
Здравствуйте, дорогие читатели! С приходом весны в Санкт-Петербурге традиционно стартует сезон ловли корюшки — настоящего гастрономического ...
Начало работ: демонтаж старого полаИзначально полы в доме были сделаны моим отцом с расчетом на минимальные затраты. В комнатах в качестве у...